Версия для слабовидящих

 
    Вы находитесь:   Главная arrow Почетные жители города arrow Юстиниан Архиепископ Тираспольский и Дубоссарский Сегодня:       


Юстиниан Архиепископ Наро-Фоминский PDF Печать E-mail

Юстиниан Архиепископ Наро-Фоминский

     Родился в г. Костерево Владимирской обл. В 1978 г. окончил среднюю школу, в 1983 г.- исторический факультет Ивановского ГУ.

      С июля 1983 по июль 1984 г. нес послушание иподиакона при еп. Ивановском и Кинешемском Амвросии. В 1984 г. поступил в МДС. В 1985-1986 гг. служил в рядах Советской Армии.

    В 1986-1988 гг. старший иподиакон ректора МДАиС еп. Дмитровского Александра.

     24 марта 1988 г. пострижен в монашество. На Пасху 1988 г. рукоположен во диакона, 26 июня - во иеромонаха. С 1988 г. обучался в Богословском институте Бухареста (Румыния), который окончил в 1992 г. со степенью магистра богословия. В 1991 г. референт ОВЦС. С июня 1991 по 18 ноября 1992 г. ключарь кафедрального собора Святой Троицы в Калинине. В 1992 г. возведен в сан игумена. С 18 ноября 1992 по 1995 г. наместник Вознесенского собора Твери.

    1 сентября 1995 г. в московском Донском монастыре хиротонисан во епископа Дубоссарского, викария Кишинёвской епархии.

     6 октября 1998 г. назначен епископом новообразованной Тираспольской и Дубоссарской епархии.

     25 февраля 2008 года возведен в сан архиепископа.

Священный Синод на заседании, состоявшемся 5 марта 2010 года в Санкт-Петербурге, назначил архиепископа Юстиниана управляющим Патриаршими приходами в США с присвоением ему титула «Наро-Фоминский»

30 августа 2010 года в связи с 15-летием со дня архиерейской хиротонии архиепископа Юстиниана и во внимание к усердным трудам на благо Православной Церкви в Молдове митрополит Владимир удостоил иерарха высшей награды митрополии - ордена благоверного господаря Стефана Великого I степени.

 В 2011 году награжден орденом святителя Иннокентия II степени.

 

Имеет награды:

  • Орден прп. Сергия Радонежского (II степени)
  • Орден «Рождество Христово - 2000» (II степени)
  • «Орден Республики»
  • Орден «За личное мужество» Приднестровской Молдавской Республики
  • Орден «Глория Мунчий» Республики Молдова

       Начало 90-х годов XX столетия вошло в новейшую историю нашего Отечества как переломный момент. Для многих этот непростой период жизни бывшего Советского Союза ассоциируется с нестабильностью во всех сферах жизнедеятельности провозгласивших свой суверенитет государств, многие из которых традиционно являлись православными. Но нельзя не видеть и положительные моменты - возрождение веры отцов, восстановление разрушенных святынь. Созидание церковной жизни после лихолетья безбожной власти начинается не только в России, но и во всех республиках бывшего Союза, которые входят в юрисдикцию Московского Патриархата. Значительная часть священнослужителей сменило место своего служения Святой Матери-Церкви. Священноначалие привлекает наиболее способных и одаренных из них в проблемные регионы. Несомненно, что к их числу относится и Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Юстиниан, Архиепископ Тираспольский и Дубоссарский.

      Будущий Архипастырь (в миру - Овчинников Виктор Иванович), родился 28 января 1961 года в поселке Костерево (с 1981 года -город) Владимирской области в православной семье. Отец, Иван Степанович (+ 29 января 2004 года), был мастером на производстве, мать, Светлана Викторовна (+ 3 октября 2000 года), работала юристом. Вот как сам Владыка рассказывает о своей семье: «Отец родом из раскулаченных крестьян Липецкой области. Спасаясь от ссылки, они бежали, бросив все, и осели кто в Москве, кто в Московской области (Костерево тогда, кстати, входило в состав Московской области). Бежали все равно куда, лишь бы раствориться в большом городе среди пришлого населения. Родня у меня была большая, но теперь я, монашествующий, с ужасом взираю на то, что мои двоюродные братья и сестры, поженившись, имеют по одному ребенку, и в результате ссыхается и исчезает наш род.

     Предками моей матери были владимирские старообрядцы Белокриницкого согласия. Однако она сама была уже чадом Русской Православной Церкви. Мой прадед по матери был мастером на местной фабрике - специалист-техник. Получал немалую зарплату золотыми. Оставил своим дочерям хорошее наследство - дом и золотые украшения. Тогда старообрядческие семьи отличались особой устойчивостью и основательностью».

     В детстве благодаря бабушке Анне Максимовне будущий Архипастырь получил православное воспитание. В небольшом частном доме в г. Костерево - родном доме Архиепископа Юстиниана - мало что изменилось с тех пор, когда он там жил с родителями. На одной из стен летнего флигеля до сих пор сохранился интересный рисунок: вертикально от пола до потолка изображены человеческие следы, ведущие вверх. Под самым потолком изображен треугольник, в который вписано слово «БОГ» на церковнославянском языке. В то время, когда большинство сверстников мечтало строить «светлое будущее», Виктор определился в своем жизненном выборе - он захотел жить в единении со Светом Незаходимым и служить Его Церкви и Его народу. Это горение души верующего юноши и нашло свое отражение в рисунке на стене.

     Посещать богослужения в храме родного поселка Виктору было трудно: такое «нездоровое» поведение подростка неминуемо могло навлечь на него самого и его родителей прещения со стороны властей. Незабываемыми на всю жизнь для будущего Епископа стали паломничества в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, которые он предпринимал со своей бабушкой Анной Максимовной.

     В 1976 году Виктор, благодаря бывшему псаломщику Костеревской церкви Евгению Петрову (ныне - иеродиакону Адриану), знакомится с архимандритом Амвросием (Щуровым), впоследствии - Архиепископ Ивановский и Кинешемский. В то время о. Амвросий был настоятелем Преображенского собора г. Иваново. Через год архимандрит Амвросий был хиротонисан во епископа Ивановского. Виктор в течение последующих двух лет регулярно приезжал на каникулы в Ивановскую область, чтобы иметь возможность иподиаконствовать у владыки, петь и читать на клиросе. Владыка Юстиниан так вспоминает тот период: «В храме я себя помню с детства, но если говорить о службе в церкви, то, наверное, она началась летом 1976 года - после того, как я закончил 8-й класс школы. Семья моя была все-таки недостаточно религиозной, чтобы из-за моего интереса к Церкви терпеть на работе нарекания от своего руководства. Хотя, в общем, это не было секретом, они мне не позволяли на родине ходить в храм». Только таким образом - вдали от родных мест можно было участвовать в жизни Церкви.

   Именно тогда, соприкоснувшись с тяжелой реальностью жизни Русской Православной Церкви, когда остро ощущалась нехватка печатных изданий духовного содержания, и только посредством храмовой проповеди можно было восполнять недостаток духовного просвещения, будущий Епископ Юстиниан понял всю важность и необходимость умения проповедовать так, чтобы человек, приходящий в храм, не оставался лишь несмышленым участником богослужения.

    После окончания средней школы в 1978-1983 годах Виктор учился на историческом факультете Ивановского госуниверситета и защитил диплом по теме «Русско-болгарские связи в XV-XVIII веках». Выбор исторической науки был не случайным, о чем говорит сам Епископ Юстиниан: «Исторический факультет я выбрал именно потому, что для меня как для будущего священника - в том, что им стану, я был уверен абсолютно, - он давал наибольшую сумму знаний, могущих мне послужить в моем будущем священническом служении».

    В 1983-1984 годах, готовясь к   поступлению   в   Духовную   семинарию,   Виктор   исполняет   обязанности старшего иподиакона епископа Ивановского и Кинешемского Амвросия. В 1984 году Виктор Овчинников, показав хороший результат на вступительных экзаменах, становится воспитанником Московской Духовной семинарии. Но уже через год его призывают в армию.

    Участь всех верующих молодых людей, призываемых на срочную военную службу, в то время была одинакова. Не миновал ее и семинарист Виктор - с 1985 по 1986 годы он служил в частях стройбата в г. Краснокаменск Читинской области Забайкальского военного округа.

    Вернувшись в семинарию, Виктор несет ответственное послушание старшего иподиакона епископа Дмитровского, Ректора Московских Духовных Академии и семинарии Александра (Тимофеева, +7 января 2003 года), уроженца поселка Петровский Ивановской области, не так далеко находящегося от родного для будущего Архиепископа Юстиниана г. Костерево.

    Годы, проведенные в стенах Троице-Сергиевой Лавры, где и размещаются Московские Духовные Академия и семинария, стали временем выбора жизненного пути будущего Епископа. В Загорске, как тогда назывался Сергиев Посад, Виктор встретил свою будущую супругу, как тогда ему казалось. Испрашивая благословения родителей на вступление в брак, Виктор получает категорический отказ. Чем это было вызвано - неясно. Но, не смея ослушаться воли родителей, Виктор решает посвятить всю свою жизнь служению Церкви. Через много лет Епископ Юстиниан скажет в одном из интервью: «Было у меня чисто человеческое желание жениться, но вместе с тем умом отдавал себе отчет, что если женат - то представляешь из себя более обширную мишень для втыкания в тебя стрел и крючков. А хотелось бы больше, с полной отдачей, послужить Богу и Церкви».

    Владыка Александр, обладавший колоссальной богословской эрудицией, оказал на Виктора и на его дальнейшее служение Матери-Церкви большое влияние. 24 марта 1988 года наместник Троице-Сергиевой Лавры совершил монашеский постриг Виктора с наречением именем Юстиниан, в честь правоверного императора Константинопольского (память 27 ноября по новому стилю). На Пасху 1988 года епископом Александром монах Юстиниан был рукоположен во диакона, 26 июля 1988 года - во иеромонаха.

    По окончании Московской Духовной семинарии в 1988 году иеромонах Юстиниан направляется на учебу в Румынию - в Богословский институт г. Бухарест, который оканчивает в 1992 году со степенью магистра богословия, защитив диплом по теме «История русских старообрядцев-липован в Румынии». Однокурсником иеромонаха Юстиниана в Богословском институте был широко известный церковный публицист диакон Андрей Кураев.

    Время обучения в Бухаресте о. Юстиниана совпало с восстанием против диктатуры президента страны Н. Чаушеску. В одном из своих интервью Владыка так вспоминает тот период: «В 1989 году мне пришлось пережить в Румынии одну из самых драматических европейских революций. Это было для меня очень серьезным испытанием. Пришлось и по полу ползать, спасаясь от свистящих пуль, и спешно уезжать из Бухареста со специальным поездом, который вывозил из города членов посольских семей, детей и жен сотрудников различных учреждений. Я уехал из Бухареста с горьким чувством, оставляя знакомых, покидая добрых, преданных друзей, например, болгарского священника, который, рискуя жизнью, провожал меня на обстреливаемый вокзал».

    Обучаясь последний год на заочном секторе Богословского института, о. Юстиниан в 1991 году в течение нескольких месяцев работал референтом в Отделе внешних церковных связей при Священном Синоде Русской Православной Церкви.

    Молодой, образованный иеромонах, оставив престижную работу в столице, активно включается в приходскую церковную жизнь, требующую полной самоотверженности и напряженной работы. Помогая архиепископу Виктору, Правящему Архиерею Тверской епархии, в возрождении православной жизни, иеромонах Юстиниан, будучи с июня 1991 года по 18 ноября 1992 года ключарем кафедрального собора «Белая Троица» в г. Тверь, способствует организации и проведению массовых крестных ходов к истоку Волги, традиция проведения которых была прервана со времен революции. Его труды на благо Православной Церкви не остались не замеченными священноначалием, и в 1992 году иеромонах Юстиниан возводится в сан игумена.

    В ноябре 1992 года о. Юстиниану поручено восстановление Вознесенского собора г. Тверь. К описываемому времени здание собора продолжало использоваться как зал для проведения различных экспозиций и выставок. Арендаторы не спешили подчиняться распоряжению администрации города и просьбам верующих. Чтобы начать всемерное восстановление собора и созидание церковной жизни, игумену Юстиниану пришлось много сил и терпения приложить к тому, чтобы добиться освобождения храмовых помещений. Здесь проявляется незаурядное дарование о. Юстиниана как рачительного и мужественного пастыря Церкви: словом увещевания к власть имущим, работой по привлечению внимания православной общественности он добивается полной передачи здания Вознесенского собора Тверской епархии. Ясно сознавая, что основой жизнедеятельности православного прихода является прежде всего молитва, возрождение собора начинается с Божественной литургии, игумен Юстиниан регулярно совершает богослужения несмотря на неприглядность и неустроенность внутреннего помещения. Первые богослужения проходили на ступенях собора, в то время как в самом здании продолжала размещаться промышленная экспозиция. Молодой пастырь продолжает неленостно помогать Правящему Архиерею в устроении церковной жизни всей епархии и, помимо забот о своем приходе, несет послушание секретаря епархиального совета.

    Канонизация священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского, состоялась во многом благодаря стараниям игумена Юстиниана. 29 декабря 1994 года мощи священномученика Фаддея, в обретении которых участвовал о. Юстиниан, были торжественно перенесены в Вознесенский собор г. Тверь.

    По инициативе игумена Юстиниана и по благословению епископа Тверского Виктора была возрождена традиция чествования иконы Божией Матери «Тучная гора», которая была утеряна после революции. Список ее в настоящее время находится в Вознесенском соборе г. Тверь.

    Посещение Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием Тверской епархии предрешило дальнейшее служение Матери-Церкви игумена Юстиниана. Ознакомившись с деятельностью этого пастыря и посетив восстановленный Вознесенский собор, Предстоятель Русской Православной Церкви принимает решение предложить Священному Синоду рассмотреть вопрос о рукоположении игумена Юстиниана во епископы и назначении его викарием Молдавской Митрополии с титулом «Дубоссарский» (с 1998 года - Тираспольский и Дубоссарский, с 2008 года - Архиепископ). Не последнюю роль в этом событии сыграл и тот факт, что духовное образование будущий Архиерей получил в Румынии, т.е. языкового барьера между ним и паствой быть не могло.

    17 июля 1995 года предложение Патриарха получает одобрение Священного Синода, и 1 сентября того же года в Большом соборе Донского монастыря г. Москва происходит Архиерейская хиротония.

    Владыка становится архипастырем для православных верующих одного из самых нестабильных регионов на постсоветском пространстве. Дело в том, что Дубоссарское викариатство (преобразованное в самостоятельную Тираспольско-Дубоссарскую епархию определением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 6 октября 1998 года) по своей территории совпадает с границами международно-непризнанной, но реально существующей Приднестровской Молдавской Республики (ПМР), образованной в 1990 году. Политический конфликт и противостояние на берегах Днестра вылились в вооруженный конфликт. Если быть более точным, жители Приднестровья весной и летом 1992 года подверглись агрессии Молдовы, к власти в которой пришли прорумынские националисты.

    Само назначение русского по национальности Архиерея для окормления православных приходов ПМР не могло не вызвать бурю негодования со стороны властей Кишинева и их румынских коллег, которые рассматривали провозглашение независимости народа Приднестровья как оккупацию земель единой Молдовы. Не отделяя Церковь от общества, но всемерно способствуя налаживанию мирной жизни, Владыка Юстиниан начинает свое служение в Приднестровье.

    Трудно выделить какое-то основное направление в первых деяниях Архипастыря на месте нового служения. С трудностями становления церковной жизни этому священнослужителю приходилось сталкиваться и в Тверской епархии. Но относительно стабильная ситуация в России способствовала скорому решению многих возникающих проблем и трудностей в возрождении Православной Церкви и духовности народа. Приднестровье же, не оправившееся должным образом от военных действий и уже испытывающее экономическое и политическое давление властей Кишинева, представляло к 1995 году невеселую картину. Поэтому новому Архиерею пришлось действовать без промедления сразу в нескольких направлениях: это и заботы об устройстве богослужебной жизни, и труды по строительству новых и восстановлению разрушенных храмов, заботы о привлечении народа к Церкви путем проповеди, и многое другое.

    Как ни странно, но в течение первых месяцев пребывания Епископа Юстиниана на кафедре его практически полностью игнорировали официальные власти ПМР, которые только спустя несколько месяцев стали обращать внимание на нужды Епископа и его паствы. Показательным являлось и то, что Епископ Юстиниан, прибыв на свою кафедру, не имел ни помещения для работы епархиального управления, ни квартиры. Нередко можно было видеть, как Архиерей и какой-нибудь священник или другой посетитель решают вопросы, гуляя вокруг Покровской церкви в Тирасполе, двор которой даже не был заасфальтирован.

    Духовенство немногочисленных приходов надежной опорой для Епископа служить не могло. Отсутствие нормальной упорядоченной епархиальной жизни сделало священнослужителей «удельными князьками», которые, живя замкнуто и ограничивая свою деятельность рамками прихода, в большинстве своем вообще были настроены враждебно по отношению к молодому архипастырю. Исключение составляли те немногочисленные священники, которые были искренне заинтересованы в возрождении церковной жизни.

    Молдавская Митрополия - часть единой Русской Церкви, все приходы которой должны находиться в юрисдикции Московского Патриархата. Другого мнения придерживаются те, кто развязал военные действия на берегах Днестра в 1992 году. Часть прорумынски настроенных националистов Молдовы хотела бы видеть не только свою республику, но и ее православные приходы под властью Бухареста. Может вызвать только огорчение и недоумение создание на территории Молдовы, параллельно московской, румынской церковной структуры, которую возглавляет «митрополит Бессарабский» Петр (Пэдурару). На правобережье Днестра юрисдикцию Румынского Патриарха признают несколько десятков приходов и несколько монастырей. По милости Божией, трудами Владыки Юстиниана во вверенной ему епархии все православные приходы остались верны Матери-Церкви.

    Необходимо отметить, что к моменту образования Дубоссарского викариатства в нем числилось менее 30 приходов. В столице ПМР г. Тирасполь, в которой стал жить и трудиться Епископ Юстиниан, первая Литургия после десятилетий забвения о Боге совершилась только в 1989 году. Причем, ввиду отсутствия храма, богослужения в то время совершались в частном доме. К 1995 году в Тирасполе действовали новопостроенные Покровская и Никольская церкви, которые к описываемому времени представляли собой неустроенные помещения. На месте кафедрального собора Рождества Христова в обычном доме действовала Владимирская православная община. И таким было положение церковных дел в столице республики. А в более отдаленных от центра населенных пунктах церковная жизнь была практически парализована.

    И все-таки проповедь слова Божьего, архипастырские поездки по епархии Высокопреосвященнейшего Владыки, его работа с духовенством не остались бесплодными. Постепенно в обществе возрастает интерес к Православию, к Православной Церкви.

    Со временем увеличивается число приходов, возрастает количество священнослужителей. К настоящему моменту во вверенной Владыке Юстиниану епархии в 80 приходах несут свое послушание 115 священнослужителей. Напомним, что ко времени вступления в должность Владыки приходов было менее тридцати, и численность духовенства приблизительно равнялась этой цифре (27 приходов и 35 священнослужителей).

    К 2000-летию пришествия в мир Спасителя в Тирасполе было закончено строительство кафедрального собора в честь Рождества Христова, приходского дома и Свято-Троицкого крестильного храма при этом соборе, а также здания епархиального управления в центре столицы.

    Видя в монашествующих твердую опору Церкви, Владыка Юстиниан неустанно заботится о возрождении монашества в епархии. На территории Приднестровья до 2002 года не существовало ни одной обители. Трудами Правящего Архиерея в урочище Калагур Рыбницкого района создается первый в епархии мужской монастырь в честь Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. К настоящему моменту в монастыре подвизается более 10 человек братии, а также несколько послушников, готовящихся принять постриг. Священноархимандритом монастыря является сам Архиепископ Юстиниан. В 2007 году в г. Бендеры по благословению Архиепископа Юстиниана создается женская монашеская обитель в честь апостолов Петра и Павла. В настоящее время в ней подвизается более 50 насельниц - монахинь, инокинь и послушниц.

    Целью архипастырских трудов Высокопреосвященнейшего Юстиниана является не только увеличение количества приходов. Основное требование и забота Владыки - повышение образовательного ценза духовенства, укрепление в них сознания ответственности служения Церкви. Для этого Архиепископом Юстинианом привлекаются священнослужители из других епархий, но основную надежду Высокопреосвященный Владыка возлагает на юных прихожан своей епархии. Способных молодых людей из числа местного населения, приверженных делу служения Святой Церкви, Архиепископ Юстиниан направляет для получения духовного образования в семинарии и академии других епархий Русской Православной Церкви. Это продиктовано особенностью региона - левобережье Днестра издревле населяло множество народностей. В основном, в ПМР проживают народы, исконно исповедующие Православие: молдаване, русские, украинцы, болгары, гагаузы и белорусы. Лишь в некоторых населенных пунктах компактно проживают люди одной национальности. Естественно, это влияет и на кадровую политику Правящего Архиерея. В зависимости от национального состава того или иного населенного пункта, служение на данном приходе будет осуществлять только тот священник, который сможет совершать богослужение и проповедовать евангельскую Истину на понятном прихожанам языке. Штат духовенства городских приходов Высокопреосвященнейший Владыка формирует таким образом, чтобы никакая часть прихожан не чувствовала, что между ними и священнослужителями существует языковой барьер. Сам Архиепископ Юстиниан, совершая богослужения и проповедуя на таких неоднородных по своему национальному признаку приходах, использует наряду с церковнославянским и молдавский язык.

    Помимо забот по организации духовного образования духовенства в Духовных школах других епархий, Правящий Архиерей большое внимание уделяет и жизнедеятельности Духовного училища своей епархии, ректором которого является он сам. Это единственная Духовная школа во всей Молдавской Митрополии, где преподавание богословских и иных дисциплин ведется на русском языке. 1 сентября 2005 года, когда торжественно отмечалось 10-летие образования Тираспольской епархии и архиерейской хиротонии ее Правящего Архиерея, в г. Бендеры было освящено новое здание Духовного училища. Сознавая, что большинство воспитанников Духовной школы не в состоянии оплачивать обучение, Владыка Юстиниан и его помощники прилагают все усилия, чтобы и впредь духовное образование было бесплатным.

    При многих приходах по благословению Архиепископа Юстиниана  действуют воскресные школы для юных прихожан. В некоторых воскресных школах занятия проводятся и со взрослыми. Регулярно организуются паломнические поездки учащихся по святым местам соседних епархий. В свою очередь, воспитанники этих малых Духовных школ Правящим Архиереем привлекаются к проведению благотворительных акций в социальных учреждениях республики, особенно в праздничные дни Рождества Христова и Светлого Воскресения, когда одиноким и немощным бывают особо необходимы внимание и поддержка.

    Во вверенной Владыке епархии практически не сохранилось с дореволюционных времен почитаемых святынь. Поэтому, в утешение верующим и для привлечения народа в храмы, Архиепископом Юстинианом каждый год организуется посещение приходов Тираспольской епархии святынями из других епархий Русской Православной Церкви. Приезд почитаемой православной святыни всегда является значимым событием для всей епархии. Как правило, Архиепископ Юстиниан сам сопровождает святыню в поездках по приходам епархии. Для храмов крупных городов Владыкой передаются в дар иконы с частицами святых мощей, привезенных им из мест паломничеств.

    Если бы воцерковление народа было совершаемо исключительно посредством проповеди с церковного амвона, достигнутых на сегодняшний день результатов могло, пожалуй, и не быть. Архиепископ Юстиниан в деле проповеди и духовного просвещения своей паствы с самых первых лет пребывания на кафедре активно сотрудничает с местными средствами массовой информации. На государственном телеканале ПМР с 1995 года еженедельно по воскресным дням Владыка ведет программу «Слово пастыря», в которой, помимо толкования Священного Писания и догматов Православной Церкви, речь идет и о церковном осмыслении происходящих событий в республике и мире, преподаются основы христианской нравственности и морали, рассказывается о церковной истории. Подобные программы или обращения к пастве по случаю праздников Архиепископ Юстиниан записывает и для трансляции в эфире республиканского радио. К сотрудничеству со СМИ Владыка привлекает и способных священнослужителей. Так, по его благословению, некоторые священнослужители записывают подобные программы для местных телеканалов, причем ведутся они на трех государственных языках Приднестровской республики - русском, молдавском и украинском.

    Проповеди и обращения Правящего Архиерея, его интервью, пасхальные и рождественские послания регулярно печатаются на страницах газет. С 1998 года заботами Архиепископа Юстиниана два раза в месяц выходит в свет епархиальная газета «Православное Приднестровье», главным редактором которой является сам Правящий Архиерей. Благодаря привлечению Архиепископом Юстинианом спонсорской поддержки издательского дома «Дело», газета «Православное Приднестровье» безвозмездно распространятся среди прихожан епархии, доставляется в государственные, общественные и другие организации, публичные библиотеки, а также в библиотеки учебных заведений. По благословению Владыки, в благочиниях епархии выходят в свет еще несколько православных газет.

    Помимо укомплектования светских библиотек духовной литературой, издаваемой в самой епархии, Правящий Архиерей помогает собирать в библиотеках печатные издания, которые он приобретает во время поездок в другие епархии.

    Для прихожан созданы три епархиальные библиотеки, которые работают при храмах столицы и других населенных пунктов, а также большой отдел православной литературы в центральной библиотеке г. Тирасполь. Правящим Архиереем также привлекается духовенство для создания хотя бы небольшой библиотеки на каждом приходе, потому что приобретение церковной литературы и периодики для большинства верующих практически нереально ввиду сложного финансового положения.

    Жизнь и миссия Церкви в современном мире немыслимы без совместной работы с научными и культурными организациями. Архиепископ Юстиниан активно взаимодействует с Приднестровским государственным университетом, а также другими нецерковными образовательными учреждениями республики. В рамках такого сотрудничества с 1998 года университетом и епархией ежегодно в октябре проводится научно-просветительская конференция «Покровские чтения». В работе этого форума принимают участие духовенство епархии, преподаватели и студенты университета. Доклады, представленные на конференцию, каждый год публикуются в одноименном печатном издании, которое бесплатно распространяется среди преподавательской корпорации и студентов, а также среди епархиальных и светских библиотек.

    Архиепископ Юстиниан уделяет большое внимание сотрудничеству Церкви и культурных организаций и обществ Приднестровья. В рамках такого сотрудничества в музеях края проводятся выставки, рассказывающие об истории Православной Церкви в Приднестровье. Этой же тематике посвящены многочисленные художественные выставки и экспозиции.

    Здесь мы только вкратце коснулись деятельности Высокопреосвященнейшего Архиепископа Юстиниана, описав лишь самые значимые деяния этого архипастыря на Тираспольской кафедре. Заслуги Правящего Архиерея по достоинству оценены священноначалием Русской Православной Церкви, главами государств и другими общественными деятелями. Высокопреосвященнейший Архиепископ Юстиниан награжден: орденом Республики (1996 г., ПМР), орденом «За личное мужество» (2000 г., ПМР), орденом «Глория Мунчий» (2000 г., Республика Молдова), орденом Сергия Радонежского II степени (РПЦ, 2001 г.), орденом преподобного Серафима Саровского II степени (РПЦ, 2005 г.), орденом Почета (2005 г., ПМР) и Орденом Международной Лиги защиты человеческого достоинства и безопасности «Достоинство», который собственноручно вручил Архиепископу Юстиниану Президент этой организации генерал армии Валентин Иванович Варенников в 2007 году.

    Но главной наградой для Правящего Архиерея остается благодарность его паствы, которая видит, что равноапостольные труды их Архипастыря приносят свой добрый плод. Прошедшие годы самоотверженной работы Архиепископа Юстиниана и то, что по милости Божией достигнуто им в деле возрождения Православия и духовности народов нашего общего Отечества, сами свидетельствуют о значимости этого иерарха в новейшей истории Русской Православной Церкви.
 
Доска почета

© МО "Город Костерево" 2007-2017 г.